Сложнейший процесс работы над анимационным фильмом с помощью современных технологий становится доступным обычному увлеченному человеку, поэтому вопрос: «Как создать мультфильм своими руками?» уже не кажется чем-то невыполнимым.

Краткая история мультипликации

Первые попытки оживить рисунки отмечались еще в древности, однако корни современной мультипликации уходят в конец XIX века. Считается, что данная технология производства художественного кино намного старше самого кинематографа, изобретенного братьями Люмьер.

Физик из Бельгии Д. Плато изобрел устройство-игрушку, позволяющую анимировать нанесенные в различных статичных позах рисунки, которые, сливаясь, «оживали» и двигались. Данное устройство получило название «стробоскоп» и в дальнейшем стало основой для создания кинокамеры.

Эмиль Рейно в 1887 своим изобретением подарил миру мультипликацию как таковую, и именно эту дату считают днем ее рождения. Устройство Рейно – праксиноскоп – было замысловатым девайсом, состоящим из барабана с картинками, системы света и зеркал. Праксиноскоп позволял демонстрировать целые анимационные фильмы длительностью до 20 минут и стал настоящим прорывом в истории анимации.

В начале XX века русский балетмейстер А. Ширяев применял анимацию и кукольную мультипликацию для создания мини-демонстраций своих балетных постановок.

Нельзя не отметить грандиозную роль У. Диснея в развитии художественного анимационного кино. Благодаря уже имеющимся технологиям он сумел создать не только культовые ленты, ставшие классикой, но и отдельный вид мультипликации, один из ее канонов – диснеевскую анимацию с характерной рисовкой и стилем.

Современная мультипликация имеет огромные возможности благодаря компьютерным технологиям. Движения объектов достигаются с помощью использования технологий 3D и использования движений, мимики и жестов реальных актеров, которые затем воплощаются в анимированные персонажи.

Этапы создания мультика stop-motion

Технология «stop-motion» интересна и крайне популярна в последнее время своей простотой и оригинальностью. Идея заключается в том, что анимационный фильм создается путем слияния фотографий, каждая из которых немного отличается от предыдущей. Обычно на статичном фоне меняются предметы или движения персонажей, имитируя динамику.

 

Для осуществления задумки не нужно покупать дорогостоящую технику для создания мультфильмов или кинокамеру: достаточно фотоаппарата, штатива, хорошего света и фантазии. Во многом такой простой набор определил популярность «stop-motion» роликов.

Сценарий

Как и любой художественный фильм, все начинается со сценария. Именно он позволяет воплотить главную идею, передать ее зрителю и вызвать интерес к ленте.

  •        Сценарий должен содержать какой-то посыл для зрителя.
  •        Обычно ролики подобного рода не отличаются длительностью, поэтому сюжет в них не стоит делать замысловатым.
  •        Неплохо соотнести примерное время ролика и действие в кадре: так будет проще ориентироваться в дальнейшем.

Персонажи и декорации

 

В этом случае полет фантазии может быть безграничным. При этом вполне возможно не использовать обычные предметы, а применить что-то оригинальное или нетипичное для создания эффектов или персонажей.

 

  •        Необходимо продумать заранее расстановку декораций и персонажей. Важно, чтобы предметы в кадре оставались статичными кроме тех, которые умышленно передвигаются.
  •        Отдельное внимание стоит уделить освещению. Ненужные тени могут испортить картинку, поэтому желательно снимать при дневном свете или использовать специальное оборудование. Если переставлять лампы и менять ракурс, то тени от предметов могут «играть», что будет смотреться некрасиво и отвлекать взгляд.

Из чего делать?

В зависимости от того, какая идея заложена в фильме и что автор пытается донести зрителю, набор оборудования для съемки и декораций может значительно варьироваться.

Иногда достаточно только фотоаппарата и интересной идеи, и тогда отснятый материал в редакторе превращается в настоящее анимационное видео с необычной обработкой и спецэффектами.

Тем не менее, минимальный набор для съемок состоит из:

  •        камеры или телефона;
  •        штатива или приспособления для фиксации камеры;
  •        фона и декораций, которые будут в кадре;
  •        освещения (сценический свет или дневное освещение).

Что может стать декорацией?

На самом деле строгих рамок и правил нет. Используемые в кадре предметы ограничиваются лишь фантазией автора. При этом можно обыграть технически невозможные эффекты, используя аналоги или ассоциируемые предметы.

 

Допустим, анимацию дождя в данной технике реализовать очень сложно, поэтому многие идут на хитрость, используя нарисованные капельки, мультяшные бумажные облачка или вовсе нетипичные предметы в виде катушек ниток или лент.

Покадровая съемка

Перед началом съемки, в первую очередь, важно определиться с частотой кадров. Чем их больше, тем более плавным будет переход между отдельными фото и, соответственно, сами движения.

Нетрудно посчитать, сколько кадров необходимо в каждом конкретном случае в зависимости от идеи ролика, времени и возможностей аппаратуры. Стандартное видео представляется нам в виде сменяющихся кадров (24 в секунду). Такое количество может воспринимать человеческий глаз, а картинка на экране движется непрерывно и плавно. Если кадров меньше, то уже будут заметны переходы, и тем они ярче, чем меньше кадров в секунду. Минимально допустимое количество – 6.

Подсчет объема необходимых для монтажа фото определяется по простой формуле: количество кадров в секунду, умноженное на время движения объекта. К примеру, минутный ролик с 12 кадрами в секунду потребует минимум 720 фотографий (12 х 60 секунд). Но всегда нужно учитывать погрешности при съемке и делать больше фото примерно на треть. В таком случае всегда можно выбрать более удачный кадр.

Как создать мультик стоп-моушн:

  •        подготовить место съемки, оформив фон, декор и предметы, планируемые к перемещению;
  •        закрепить камеру на штативе, настроив фокус на ручной режим и не меняя другие настройки в течение всего процесса съемок;
  •        настроить свет;
  •        при съемке перемещать предметы на незначительное расстояние (несколько миллиметров), не трогая статичные предметы из окружения;
  •        желательно использовать кнопку дистанционного спуска затвора или таймер, чтобы не допустить смазанного кадра или вибрации при нажатии;
  •        двигать предметы согласно сценарию;
  •        отснятый материал загрузить в программу и смонтировать ролик.

Монтаж

При наличии достаточного количества фото и необходимого программного обеспечения задумка воплощается в реальный анимационный фильм. В большей степени успех затеи зависит от возможностей редактора и умения использовать его инструменты.

  •        Перед тем, как загрузить фото в программу-редактор, необходимо убедиться в их качестве. Возможно, потребуется некоторая ретушь и наложение фильтров. Лучше использовать фоторедакторы, позволяющие работать с большим количеством фотографий и импортировать настройки на каждый отдельный кадр.
  •        После того, как материал полностью готов к «верстке», он загружается в программу по монтажу видео. Отдельные кадры перемещаются на специальную временную ленту в нужном порядке. Там же корректируется их продолжительность, настраиваются эффекты и переходы. В итоге получается практически готовый ролик без аудиосопровождения.

Добавляем звук

Редактор позволяет накладывать аудиодорожки на готовый видеоряд. Причем можно регулировать его длительность, момент начала и завершения, использовать множество эффектов и отдельных звуков.

Для качественной озвучки лучше использовать звуки и эффекты из готовых фонотек, либо записывать самостоятельно, используя микрофон и предварительно убрав в редакторе посторонние шумы. Также можно накладывать музыкальное сопровождение как на весь клип, так и на его отдельные участки. Готовую работу стоит импортировать как файл в необходимом разрешении.

Как создается 3D мультфильм

Технологии объемного изображения позволяют анимировать персонажа и обстановку вокруг с помощью специальных программ для ПК. Получаются те самые «компьютерные» мультфильмы с богатой текстурой и анимацией.

Главной изюминкой создания такого мультика является наличие на ПК специальных программ по 3D-моделированию, которые есть в открытом доступе и без труда скачиваются онлайн за неимением таковых. Однако иметь – не значит уметь пользоваться. Базовые навыки работы в таких редакторах значительно упростят задачу и сэкономят время.

Этапы создания 3D мультика:

  •        написание сценария. Продумывается действие с учетом временной шкалы, положение ключевых персонажей в кадре;
  •        подбор персонажей и их моделирование в программе. Прорисовка деталей героев, образа и стиля, оформление в цвете;
  •        анимация главных героев;
  •        работа с фоном и декорациями. Прорисовка фона, его динамика;
  •        оформление отдельных сцен и их анимация. Сцены разделяются на отельные небольшие ролики, сохраняются в виде заготовок;
  •        монтаж фильма. Наложение заготовок на временную шкалу, регулировка длительности, скорости воспроизведения, повторов и т.д.;
  •        озвучка. Использование звуковых дорожек и их интеграция в видеоряд.

Рисованные мультфильмы

Такую анимацию можно с уверенностью назвать классикой мультипликации, ведь именно с рисунков начинался долгий и тернистый путь создания мультиков «старой школы». Пик расцвета такой технологии пришелся на XX век, а уже к его завершению классическую прорисовку заменили компьютерные технологии.

Первые рисованные мультики были плодом долгой и упорной работы, ведь каждый кадр вырисовывался отдельно и полностью (фон и персонажи в каждом кадре создавались с нуля). Такой прием был назван тотальной мультипликацией и требовал колоссальных временных и трудовых затрат.

Послойная техника, используемая в старых диснеевских мультиках, позволила значительно упростить процесс. Каждый элемент в кадре (персонажи, фон статичный и фон динамичный) вырисовывался на прозрачной пленке, которая слоями накладывалась друг на друга. Данный прием позволял использовать один и тот же фон или шаблоны движений много раз. В подобной технике создавались такие шедевры как «Бемби», «Золушка» и т.д.

С технической точки зрения рисованная мультипликация – процесс довольно простой, что объясняет ее более раннее появление, нежели кинематографа. Тем не менее, создание полнометражного мультфильма – колоссальный труд.

Отдельно, как подвид, можно выделить так называемую редуцированную мультипликацию, которая до сих пор используется при создании мультсериалов и короткометражек.

Главный принцип заключается в максимальном уменьшении временных и ресурсных затрат на создание фильма путем сокращения количества кадров, прорисовки движений, фазовки, эмоций персонажа, плавных переходов и т.д.

Типичные признаки лимитированной мультипликации:

  •        анимация эмоций резко сменяет друг друга;
  •        статичные черты лица при разговоре или эмоциях за исключением ярко выраженных действий («каменное» лицо с двигающимся ртом при разговоре – типичный прием в большинстве аниме);
  •        цикличность кадров движения для имитации динамики;
  •        простота фигур и форм, зеркальное отображение объектов;
  •        симметрия и простота в лицах и дизайне персонажей;
  •        большое количество диалогов;
  •        доминирование крупных планов для минимизации прорисовок фона.

Яркими примерами ограниченной мультипликации являются практически все мультсериалы, начиная от Флинтстоунов и заканчивая японскими многосерийными аниме.

Заключение

Индустрия мультипликации имеет богатую историю, и с момента ее появления пережила взлеты, падения и возрождения в послевоенные годы. Все больше отдаляясь от классических методов создания анимационных фильмов, гиганты мультиндустрии используют новейшие цифровые технологии. Их повсеместное распространение и наличие упрощенных программ для любительской анимации позволяет создать собственный мультик в домашних условиях.