Виды финансового анализа

По источнику рассмотрения и глубине рассмотрения информации финансовый анализ может быть:

  1. Внешним. Такой анализ проводится контролирующими органами власти, СМИ, инвесторами и носит поверхностно-оценочный характер, рассматривая лишь некоторые аспекты исходя из открытых данных компании, например, конкурентоспособность бизнеса, риск вложений в компанию, предполагаемая доходность инвестиций.
  2. Внутренним. Проводится сотрудниками предприятия с целью понимания и улучшения текущих процессов в компании, используются закрытые внутренние данные.

В основном рассматриваться будут именно примеры внутреннего финансового анализа, так как они дают больше данных и лучше раскрывают основные этапы процедуры.

По содержанию процесса финансового анализа и управления выделяют:

  1. Прогнозный (прогрессивный) финансовый анализ. Позволяет наметить основные тенденции развития компании и скорректировать стратегии управления для улучшения результатов.
  2. Оперативный анализ. Проводится в настоящем моменте на основе текущих показателей: использование сырья, рабочей силы, оборудования, материальные ресурсы: себестоимость продукции, рентабельность, процент брака. Позволяет быстро изменять стратегию или процесс для улучшения эффективности работы компании.
  3. Ретроспективный анализ. Обычно составляется за определённый, уже прошедший период на основе данных о деятельности компании. Наиболее полный отчет, может служить основой для прогнозного отчёта.

Значение финансового анализа

Молодые предприниматели часто не понимают, зачем нужен финансовый анализ, особенно если их пока маленькая компания уже приносит доход. Это достаточно распространенное заблуждение, ведь многие затраты остаются незамеченными, а могли бы превратиться в дополнительную прибыль или во вложения. Эта категория предпринимателей — основная часть тех, кому нужен финансовый анализ.

Он может дать исчерпывающую информацию о том, корректна ли была финансовая деятельность предприятия до проведения анализа, в каком положении находится компания в текущий момент и какие действия можно предпринять для поддержания или улучшения положения на рынке, иными словами провести анализ и оценку эффективности финансового контроля.

Кроме того, практика финансового анализа является обязательной для любого бизнеса: необходимо каждый год сдавать отчеты и проводить аудит не только для того, чтобы понимать собственные активы, но и для соблюдения налогового законодательства.

Цели и задачи финансового анализа

Предпринимателю следует определить цели финансового анализа в оценке бизнеса, так как грамотный аудит может помочь во многих сферах:

Для достижения целей финансового анализа решается ряд задач:

Основными информационными источниками для финансового анализа могут стать открытые данные: общая бухгалтерская отчетность и отчет о прибыли и убытках. Для получения более детальных аспектов, например, расчёт точки безубыточности потребуются внутренние отчеты при финансовом анализе. Обычно это не разглашаемые данные компаний и подобные процедуры проводятся штатными сотрудниками либо привлеченными аудиторами.

Методы финансового анализа

Существует несколько основных методов финансового анализа. Но часто для составления полной финансовой картины предприятия параллельно или поэтапно используют несколько методов — это гораздо эффективнее.

Вертикальный (структурный) анализ

При вертикальном анализе высчитывается доля каждого финансового показателя в общем итоге.

При помощи вертикального анализа можно перераспределять и оптимизировать денежные потоки, составить представление о платёжеспособности компании, о количестве заёмных средств и срочности долговых обязательств.

Горизонтальный (динамичный) анализ

В случае проведения горизонтального анализа данные за отчетный период сравниваются с данными за предыдущий период. Это помогает понять изменения и наметить тенденции развития показателей, и, в случае необходимости, корректировать стратегии ведения бизнеса.

Пространственный (сравнительный) анализ

При таком подходе сопоставляются группы показателей у разных отделов, подразделений, или даже компаний-конкурентов. При проведении сравнительного анализа можно выявить точки роста, чтобы опередить конкурентов, перераспределить обязанности между отделами для более эффективной работы, обнаружить доступные резервы компании для грамотного их использования.

Трендовый анализ

Одна из разновидностей горизонтального анализа, с тем лишь отличием, что при использовании этого метода данные берутся за несколько периодов сразу и на их основе выделяют тренд. Это можно использовать при составлении прогнозного анализа.

Факторный анализ

Метод основан на оценке влияния на конечный результат внутренних и внешних факторов, как например, законодательство в отрасли, изменения цен, социально-культурные  и экономические изменения и многие другие, непосредственно касающиеся деятельности компании.

Анализ основных финансовых коэффициентов

Чаще всего при таком методе анализа высчитываются показатели ликвидности и платёжеспособности. Данные, полученные в ходе такого анализа показывают, способна ли на данный момент компания оперативно справиться со всеми обязательствами и насколько возможен перевод имущественных активов в финансовые.

При грамотном финансовом анализе у управляющего бизнеса не возникнет трудностей с прогнозированием и составлением стратегий для улучшения деятельности компании. Понимание финансовой составляющей деятельности компании — главный ключ к успеху.