История собаки Хатико


Собака Хатико — это не выдумка и не фольклорный персонаж, и это первое, о чём стоит упомянуть. Это реально существовавшая собака с реальной драматичной историей.

Хатико родился 10 ноября 1923 года в Японии, если точнее — в японской префектуре Акита. Порода у Хатико акита ину — почти одноимённая месту его рождения, выведенная именно там, на острове Хонсю.

Имя собаки стало нарицательным для обозначения породы: «японская порода собак Хатико» — это и есть порода Хатико, то есть порода акита ину

Начало

Хозяином Хатико стал профессор Токийского университета по имени Хидэсабуро Уэно. Хидэсабуро был известным собачником, и его сразу заинтересовала эта древняя порода: до Хатико у него жило семь собак, отсюда и происхождение клички, поскольку по-японски «hachi» означает «восемь».

Жизнь Хатико была бы вполне обычной и непримечательной, если бы не его невероятно преданный нрав: каждый день Хати провожал и встречал хозяина с работы, ходил с ним до станции Сибуя, откуда профессор уезжал в университет, и верно ждал возвращения Хидэсабуро по вечерам.

Сибуя — как раз и есть то место, где памятник Хатико стоит по сей день.

Переломный момент

Всего лишь через два года после рождения Хатико его хозяин скоропостижно скончался: 21 мая 1925 года у него случился инфаркт. Приступ произошёл в университете, прямо посреди рабочего дня, откуда профессора увезли на скорой. Но верный Хатико не мог знать об этом — он знал лишь, что вечером должна прийти электричка, которая привезёт его любимого хозяина домой, как и каждый будний день в прошедшие два года. 

В тот день Хати не дождался хозяина, и вот тут-то и проявился уникальный характер собаки: Хатико пришёл на станцию снова, и на следующий день, и на следующий после следующего. Он терпеливо ждал до прибытия последней электрички, а после вновь возвращался караулить входные двери вокзала. 

Собаку пытались отдать в добрые руки — друзьям и родственникам профессора, которые могли о нём позаботиться, но Хатико был непреклонен: каждый день он продолжал приходить на станцию и ждать своего хозяина. В скором времени Хати стал местной достопримечательностью: красивая приметная собака полюбилась работникам вокзала, и они регулярно подкармливали Хатико и присматривали за ним. 

Семь лет спустя

Спустя долгих семь лет, в 1932 году, история Хатико стала известна на всю Японию. В одной из крупнейших газет Токио была опубликована статья о старом псе, который до сих пор дожидался возвращения своего хозяина. На тот момент Хатико уже было около 10 лет — по собачьим меркам это довольно преклонный возраст.

Судьба Хатико тронула сердца японцев: многие даже специально приезжали на станцию, чтобы лично увидеть собаку, погладить его и угостить чем-нибудь вкусным. 

Конец истории

Хатико приходил на станцию Сибуя каждый день в течение девяти лет, вплоть до дня своей смерти. Пёс умер 8 марта 1935 года, прожив почти 12 лет, всего 2 из которых ему посчастливилось провести со своим человеком.

Тело Хати нашли недалеко от станции, где он предположительно ночевал в перерывах между вокзальным бдением. История Хатико была настолько широко известна и трогательна, что, как только о смерти собаки стало известно, в Японии объявили день траура.

Шкурку Хати использовали для того, чтобы сделать мемориальное чучело, которое сегодня выставлено в качестве экспоната в Национальном музее природы и науки в Уэно. Другие останки собаки кремировали и захоронили на городском кладбище. В Японии также существует особое виртуальное кладбище домашних животных, где у Хатико есть своё почётное место.

Памятник

Так где установлен памятник Хатико в каком городе? Конечно, в Токио, ведь Сибуя — это район Токио. Памятник Хатико поставили ещё при его жизни, почти за год до кончины. Торжественное открытие состоялось 21 апреля 1934 года, и верная собака лично присутствовала на нём. К тому моменту о Хатико уже знали все, он был настоящим национальным символом, и страна по праву восхищалась его верностью и преданностью. Популярность памятника не угасла и сейчас: чтобы сделать пару памятных фото, придётся постоять в очереди, а, если посмотреть на саму статую, можно заметить, что, например, носик блестит сильнее — его туристы гладят на удачу. 

Но памятник Хатико, который можно найти в Японии сегодня, — не оригинальная версия скульптуры. Дело в том, что во время Второй мировой войны из-за недостатка металла памятник пришлось переплавить. Поэтому сейчас на станции стоит восстановленная версия. Но и здесь не обошлось без свойственного японской культуре символизма: автором памятника стал скульптор Такэси Андо, сын мастера, создавшего первого Хати. Открытие нового памятника состоялось 15 августа 1948 года, ровно в дату годовщины окончания войны. 

День памяти Хатико отмечают в Японии ежегодно 8 апреля.

Другие мемориалы

История Хатико вдохновила творцов и на другие произведения во славу истинной преданности: о Хати снято два фильма, японского и американского производства («История Хатико» и «Хатико. Самый верный друг»), также имеются и другие памятники, и даже написана книга авторства Луиса Пратса. 

В Сибуе, на той самой станции, есть целая стена в память о Хатико, украшенная мозаикой с собаками — и, конечно, это японская порода собак акита ину. Имеются памятники и в родном городе Хатико, в музее, неподалёку от Токийского университета и на могиле самого хозяина, профессора Хидэсабуро Уэно. 

Добрая собака Хатико и все мемориалы, посвящённые ему, — не просто история, а настоящий символ. Символ преданности и дружбы, верности и любви. Родители и учителя по сей день приводят Хати в качестве примера искренних нерушимых чувств детям и ученикам, и теперь уже навсегда японская собака Хатико вписана в историю, как один из символов Японии.

Русский Хатико

История Хатико уникальна, хоть и не единична. Есть похожий случай, произошедший в России: в 1974 году пассажир был вынужден оставить свою собаку, овчарку Пальму, в аэропорту, так как у него не было ветеринарной справки, необходимой для перелёта. 

Пальма осталась жить прямо на аэродроме и верно встречала каждый самолёт в надежде, что хозяин прилетит, но рейс был далёким — из Москвы в Норильск, и вернуться за собакой никто так и не смог. Работники аэропорта пытались пристроить Пальму, и это удалось сделать, но только в 1976 году, после того, как вышла статья в крупной газете «Комсомольская правда».

И таких историй масса, но именно об этой русской Хатико в 1988 году сняли фильм — «На привязи у взлётной полосы».