Оказалось, что очень удобно использовать в качестве дорог реки. Кроме того, необходимо было развивать рыболовное ремесло, для чего нужно было как-то научиться передвигаться по морям хотя бы в прибрежной зоне.

Согласно некоторым исследованием археологов, первым плавсредством, которое было изобретено в древности, был плот. Люди обнаружили, что дерево отлично держится на поверхности воды и решили использовать это обстоятельство в свою пользу. Несколько бревен деревьев связывались между собой, и так получался простой, но эффективный плот. В качестве гребного инструмента использовалась доска или шест, которым попросту отталкивались от дна.

Интересно, что известное прогулочное средство под названием катамаран, которое можно увидеть в парках и на морских пляжах, своим названием обязано плоту. На тамильском языке слово “каттумарам” буквально означает «связанные бревна».

От лодочки до яхты

Шло время, и люди заметили, что плоты не вполне удовлетворяют тем требованиям, которые понемногу возросли – нужно было что-то более эффективное и практичное. Тогда появилась долбленая лодка. Для ее изготовления использовали толстый ствол дерева, в котором выдалбливалась полость.

Самые древние находки археологов, которые дошли до наших дней — это были лодки, построенные около семи тысяч лет назад. Самая древняя лодка была найдена в Кувейте и датируется она как раз этим периодом.

Следующим этапом стало использование паруса. Точно неизвестно, когда именно появилось это весьма эффективное оснащение на лодках, однако большинство историков сходятся во мнении, что первыми в этой области выступили египтяне. Самое древнее изображение корабля под парусами мы находим в изображениях египетской царицы Хатшепсут. Она жила около трех с половиной тысяч лет назад, так что можно примерно оценить, когда появились первые парусники.

На протяжении нескольких тысяч лет парусное кораблестроение развивалось и происходило это вплоть до начала девятнадцатого века, когда начало развиваться пароходство.

Последним самым известным парусником, построенным в начале двадцатого века, является четырехмачтовый барк «Крузенштерн».

Военный водный транспорт

Пожалуй, как и всякое изобретение, водный транспорт сразу же стали использовать в военных целях. Свидетельства тому мы находим в исторических документах.

По сути, с момента появления парусных судов, строились гражданские и военные суда. В качестве вооружения использовался таран – укрепленный нос корабля, которым сходу пробивались борта вражеских судов. Кроме того, на военных кораблях присутствовали лучники, а также такие суда оснащались различными метательными машинами.

Со временем стали появляться различные классы военных кораблей:

  •          униремы;
  •          триремы;
  •          галеры;
  •          бриги;
  •          корветы и другие.

Сегодня на военные корабли останавливают практически любое современное вооружение, вплоть до ядерных ракет различной дальности. А самые современные корабли, созданные по технологии “Стелс”, считаются практически неуязвимыми.

Появление пассажирского водного транспорта

С момента появления парусных кораблей, они преимущественно использовались в коммерческих целях для перевозки товаров и грузов. Но все-таки путешественники могли договориться с капитаном и их брали с собой на борт.

Ситуация изменилась в девятнадцатом столетии, когда начали производить пароходы. А с начала двадцатого столетия стали производить межконтинентальные лайнеры. Одним из самых известных трансатлантических пароходов на сегодня является «Титаник», который потерпел крушение четырнадцатого апреля 1912 года.

Самым большим пассажирским кораблем считается круизный лайнер «Оазис Морей», который был спущен на воду в 2009 году. По своим размерам он несколько превосходит легендарный «Титаник». Это настоящий плавучий город, экипаж которого состоит из более чем двух тысяч человек. Представьте – на этом корабле растут пятьдесят шесть больших деревьев!

Водный транспорт в наши дни

Сегодня водный транспорт продолжает развиваться. Но все же в некоторых местах продолжают активно использоваться самые примитивные средства, такие как плоты. Такие средства применяются в основном для транспортировки леса, а также в туризме.

Парусные суда хоть и существуют сегодня, но все-таки остаются скорее историческими памятниками судостроения. Они теперь не используются в коммерческих целях для перевозок грузов или военного снаряжения.

А вот небольшие парусные яхты активно используются в частном порядке. Лидером в производстве яхт на сегодня является Италия. Здесь за год производится более пятисот лодок, а это очень много по сравнению с другими странами.

Большое значение корабли имеют в военной сфере. Самыми мощными гигантами являются на сегодня авианосцы. Лидером по количеству авианосцев являются Соединенные Штаты Америки – здесь на вооружении состоит одиннадцать таких гигантских военных судов. Самым мощным авианосцем на сегодня является американский авианосец типа «Джеральд Р. Форд». Сердцем этого плавучего острова являются два ядерных реактора нового поколения.

Мореплавание всегда было связано с романтикой – написано множество художественных произведений, в которых на первом плане выступают корабли. Да и сегодня у всех, кто видит огромные четырехмачтовые парусники или величественные круизные лайнеры по-настоящему захватывает дух!