Первые преступления – первые законы

Понятия справедливости существовали практически во всех, даже самых древних цивилизациях. Например, в древнем Вавилоне кража облагалась десятикратным возмещением, а если вор посягнул на дворцовое или религиозное имущество, то должен был покрыть ущерб более чем в тридцать раз.

Особенно ярко выраженным криминально-процессуальный кодекс был у древних иудеев, который, согласно историческим данным, они получили в 1513 году до н. е. Законы иудеев регулировали почти все аспекты отношений в обществе, и предусматривали различные наказания за кражи, убийства, изнасилования и даже прелюбодеяния. Согласно древнейшему документу, Библии, если мужчины, при драке между собой, наносили повреждения беременной женщине, и она вследствие этого теряла своего ребенка, то главный виновник должен был наказываться смертью.

Чуть позже, в Греции сформировалась, так называемая «немая адвокатура» (так характеризуют этот период историки-юристы). Хотя правовое правительство с установленным сводом законов там возникнуть не успело, но истец мог писать в суд письменные заявления, после чего выступать в суде, лично выдвигая аргументы для своей защиты.

Из древнего Рима мы получили название «патрон». Оно является синонимом слова «адвокат», а адвокатские функции могли выполнять только полноправные граждане Рима, или, как их еще называли, «патриции». С развитием Римской империи, преступления и наказания принимали политические очертания. Например, Тиберий издал закон «Про оскорбление его Величества», согласно которому, даже недоброжелательное высказывание в сторону императора могло наказываться смертью.

Правовые нормы в древних цивилизациях формировались тремя основными путями:

  1.       Мононормы (или первобытные обычаи) постепенно перерастали в правовые нормы, регуляцию и санкционирования которых взяло на себя государство.

 

  1.       Формирование правотворчества. В этот период на государственном уровне начали разрабатываться и приниматься специальные документы, где были четко очерчены юридические нормы в виде законов, постановлений указов и актов.

 

  1.       Формирование судебного права. На этом этапе начали формироваться нормы решения криминально-процессуальных дел. Такие решения принимались судебными органами, и являлись образцом или прецедентом для дальнейшего разрешения аналогичных дел.

На развития адвокатуры и права в первых цивилизованных обществах влияла и политика, и экономика, и даже различные социальные и географические факторы.

Право в средние века. Ведьмы и индульгенции

Особенно бурные времена правовая структура переживала во времена средневековья. Именно в этот период, в Западной Европе судовую ветвь власти, как и другие структуры управления, взяла на себя церковь. Удержания власти и суд во имя религии стремительно приобретали абсурдные и жестокие очертания.

Так называемый «Суд Божий» обрел очень широкое распространение. Это были некие испытания с помощью раскаленного железа или поединков. Если обвиняемый, во время подобных испытаний умирал, значит судьба была к нему неблагосклонной, и сами небеса выявляли его виновность. В противоположном случае обвиняемого могли оправдать, но за увечье, обретенное во время пыток, ответственность на себя никто не брал.

Период инквизиции отличался особой жестокостью. Осужденных «грешников» подвергали самой жестокой смерти – их садили на кол, растягивали на колесе смерти, варили в котлах с маслом или публично сжигали на кострах.  Что же нарушали все эти люди? Самым страшным преступлением в то время считалось инакомыслие. Всех еретиков уничтожали вместе с их защитниками, и даже с сочувствующими. С подачи церкви, за один только шестнадцатый век на кострах было сожжено более ста тысяч «колдунов» и «ведьм».

Но за грехи также можно было заплатить. Это позволял документ, под названием «индульгенция». С помощью индульгенции, покупаемой за немалые деньги, «грешник» мог избежать временного наказания за грехи, в которых он раскаялся. Такая абсурдность, продажность и несправедливость правовой системы вынуждала некоторых влиятельных личностей, а также определенные слои общества, бороться за свои свободы и права.

От костров до наших дней

Первой державой, которая выступала против церковного «правосудия», была Англия. Например, вследствие борьбы между английским монархом Иоанном Безземельным и западной церковью, в 1215 году был принят правовой документ, известный под названием «Великая хартия вольностей». Согласно этому документу, свободные граждане могли иметь определенные права. Статья 39 «хартии» гласит, что ни один человек, имеющий свободу, не может быть лишен средств существования или любого имущества, закован в тюрьму, изгнан из страны, или обездолен, пока судовые органы власти не убедятся в законности приговора. А в статье 42 говориться о том, что каждый гражданин может свободно выезжать из королевства, и безопасно возвращаться назад.

В Германии правовые свободы начали наступать чуть позже, во времена Реформации. Известный немецкий богослов шестнадцатого века, Мартин Лютер, ревностно боролся против индульгенций, а его документ «95 тезисов» стал началом реформ в правовой системе церкви. Именно его взгляды и смелая борьба с папством дала толчок дальнейшей Реформации, а со временем послужила зарождению капитализма.

Еще одним важным историческим и правовым документом, который веял правосудием, был «Хабеас корпус акт». Согласно данному документу, каждый, кто считал, что его лишили свободы незаконным образом, мог потребовать судебного разбирательства для самозащиты.

С распадом Священной Римской Империи в 1815 году, огромная территория Европы распалась на отдельные государства. В каждой из этих независимых стран начала формироваться и развиваться государственная правовая власть, структура которой становилась более похожей на современную.

А что сейчас?

На сегодняшний день институт права обладает четко разработанными правовыми юридическими нормами, которые регулируют самые различные отношения в обществе. Вопросы по защите прав и свобод граждан стоят особенно остро. Эффективность такой защиты прямо влияет на доверие граждан к их Государству и закону, а также является определяющим фактором для уровня международных отношений между странами.

В таких условиях были созданы различные институты общества, такие как:

  •         политические и общественные организации (партии, религиозные организации, молодежные или профессиональные движения);

 

  •         негосударственные организации (предприятия торговли, образовательные учреждения, учреждения спорта и здравоохранения, и другие организации);

 

  •         средства распространения массовой информации (журналистика, центры аналитики, фонды);

 

  •         Институты прямой демократии и органы самоуправления на местах, которые не входят в государственную власть.

К счастью, темные века уже позади. Закон большинства мировых держав стоит на стороне человека, и направлен на справедливую защиту его прав и свобод!