Регистрация ИП: правила

Открыть ИП самому стало проще. Документы для налоговой и МФЦ теперь регистрируются в электронном формате, дублирование на бумаге не требуется. Ответ вы получите сразу на имейл, через три рабочих дня. Плюс новшества: если вы допустите ошибку или набор документов будет неполным, госпошлину платить не придётся. Также появились новые основания для отказа, советуем ознакомиться в полном тексте приказа.

Регистрация ИП с нуля бесплатна при подаче документов в электронном виде — через сайт ФНС или, например, можно открыть ИП через Госуслуги — и в обычном, через МФЦ или нотариуса (услуги нотариуса оплачиваете отдельно). По умолчанию все ответы отправляются на электронную почту заявителя, но бумажный аналог получить всё-таки можно, подав отдельное заявление в МФЦ или нотариусу.

В 2021 году открыть ИП можно через мобильное приложение

Диджитализация полным ходом: можно подать заявление и документы даже через мобильное приложение. Пошаговая инструкция как открыть ИП онлайн есть в самом приложении — нужно только выбрать одноимённый раздел. Нотариусы также могут использовать систему межведомственного электронного взаимодействия и подключённые к ней системы (нотариальные).

Упрощение процесса

В новом законопроекте предложено использовать не только приложения, но и неквалифицированные электронные подписи. Это избавляет от необходимости предоставлять копию паспорта.

Форма заявления также обновилась — скорректированы названия строк и добавлена новая строка для электронной почты.

Какие нужны документы и как их подать

Что нужно, чтобы открыть ИП: для регистрации ИП понадобится заполненная квитанция об уплате пошлины (если нужна), копия паспорта и заявление по установленной форме. Квитанция формируется автоматически.

Важно: в некоторых регионах потребуют копию ИНН, уточняйте отдельно. А вот подать документы везде можно одним из способов, перечисленных ниже.
  •  Лично

Нотариальное заверение не нужно, просто сдайте пакет документов лично и через три дня получите ответ по почте (обычной и электронной).

  •  Через представителя

Тот же пакет документов принимается от подтверждённого нотариально доверенного лица. Понадобятся копии документов предпринимателя и доверенность — это нужно обязательно знать при открытии ИП через представителя.

  • Через МФЦ

Как правильно открыть ИП через МФЦ? В МФЦ всё проходит по той же схеме, что и в налоговой. Предоставить документы можно по месту регистрации, а забрать их можно лично или посредством представителя (нужна доверенность). Но проще получить ответ по почте.

  •  Электронный вариант

Наличие электронной подписи даёт вам возможность удалённо послать документы для открытия ИП. Просто выберите удобный способ — через сайт ФНС, приложение или Госуслуги.

  •  По почте с объявленной ценностью и описью вложения

Пакет документов тот же, но есть нюанс — необходимо заверить копию паспорта и заявление у нотариуса.

Получение документов

После регистрации вы получите лист записи и уведомление, в которое будет зафиксирован факт постановки на учёт в налоговую службу. ОГРНИП уже не выдаётся, а само налоговое свидетельство печатается не на гербовой, а на обычной бумаге.

Самые частые поводы для отказа в регистрации — это подача документов не в ту налоговую или наличие ошибок в форме регистрации. Также не пройдёт и запрещённый вид деятельности, либо судебное подтверждение о том, что заявитель — банкрот.

Выбор кодов ОКВЭД: советы экспертов

При выборе кодов лучше всего:

  • учитывать и перспективу смены или расширения деятельности ИП;
  • выбирать как можно больше подходящих кодов, чтобы не пришлось подавать документы снова;
  • узнать заранее, нужна ли лицензия на вашу будущую деятельность;
  • выбрать основной тип деятельности как тот, с которого вы планируете получать больше всего прибыли, а остальные коды оставить вспомогательными (к тому же основной код влияет на страховые взносы, которые будут отчисляться с ваших работников);
  • очень внимательно заполнять бланк — даже лишний пробел будет считаться ошибкой.

ИП зарегистрировано. Что делать дальше

Определитесь с налогами

Как выбрать систему налогообложения при открытии ИП? По дефолту налогов для ИП нужно будет сдавать регулярную бухотчётность и декларации по налогам. Чтобы облегчить этот процесс, нужно сразу заранее выбрать спецрежим — УСН или ПСН. Для этого у вас будет месяц со дня регистрации, либо можно подать уведомление сразу в момент подачи пакета документов на регистрацию ИП.

Откройте расчётный счёт

Если ваши сделки не планируются суммами более 100 000 рублей наличными, расчётный счёт не нужен. Если будут переводы, интернет-платежи и оплата через POS-терминалы, счёт нужен обязательно. Налоговой о нём сообщать не нужно — банк сам передаст всю информацию.

Какие банки могут открыть ИП, а точнее, счёт для него?

Любые лицензированные — вам остаётся только выбрать комфортную плату за обслуживание и удобные условия.

 Зарегистрируйте кассовую технику

Для торгового оборота обязательно нужна зарегистрированная касса. Сегодня онлайн-кассы для ИП без сотрудников вне зависимости от налогового режима актуальны для продажи товаров ручного производства, оказания услуг и работ. Для удобства можно настроить удалённый контроль над кассой, чтобы видеть, когда открывается и закрывается смена.

 Получите лицензии и необходимые разрешения

Лицензии — это вопрос плюсов и минусов при открытии ИП. Обязательно заложите траты на пошлины в бюджет, если вы собираетесь организовывать перевозки, образовательную деятельность (посредством наёмных сотрудников), разыскные мероприятия, охранную деятельность и некоторые другие виды работ. СЭС, МЧС, экослужба и т.д. — есть масса организаций, от которых нужно получить добро, если вы планируете открывать точку общепита, продавать детские товары или производить продукты. Чтобы всё успеть в срок, разрешения и согласования нужно получать до начала работы, иначе можно нарваться на штраф.

Встаньте на учёт в ПФР и ФСС

При найме сотрудников у индивидуального предпринимателя есть месяц для регистрации в ФСС в качестве работодателя и страхователя. Можно сделать это удалённо через портал Госуслуги, процедура занимает пять рабочих дней. Больше ничего не нужно — ПФР узнает о взносах уже из налоговой отчётности.

Разберитесь с отчётностью

Заранее разберитесь с первичной документацией и изучите правила сопровождения сделок в вашей специфике и особенности кассовой дисциплины — после запуска рабочего процесса на изучение этого времени может не остаться.

Как открыть ИП самостоятельно и избежать ошибок

Как мы уже говорили, ошибки в заявлении — одна из самых частых причин отказа в регистрации ИП. Чётко указывайте все данные, соблюдайте руководство и пользуйтесь образцом заявлений, иначе вы можете здорово затянуть процесс регистрации и понести убытки.

Важный совет о том, как открыть ИП, для начинающих: избегайте грамматических ошибок, опечаток, неточностей и ошибок в форматировании текста. Также проверьте особенности ведения именно вашей деятельности, особенно если она касается образования, воспитания, работы с несовершеннолетними, организацией отдыха или оздоровительных процедур (и медицины в целом), а также культуры и искусства с участием несовершеннолетних граждан.