Сущность и значение бизнес-плана

Что же такое бизнес-план? Бизнес-план — это документ, в котором описываются все действия, направленные на развитие компании или любого другого предприятия. Другими словами, бизнес-план — пошаговая стратегия развития, которая имеет определенные цели и должна приводить к определенному результату. При этом бизнес-план является разновидностью финансового плана — они имеют одинаковые цели и задачи.

В бизнес-плане обязательно должно содержаться:

Это база, которую можно дополнить при необходимости, но лучше не игнорировать ни один из этих пунктов. Потому что они все являются обязательной частью, без которой будет сложно получить полный и правильный прогноз.

Зачем же нужен бизнес-план?

Конечно, сам по себе бизнес-план не является чем-то обязательным. Однако, если вы хотите, к примеру, грамотно распределить ресурсы, детально продумать маркетинговую кампанию или обратиться за помощью с финансированием, вам он потребуется. Бизнес-план поможет избежать ошибок, уменьшить или полностью избавить компанию от риска потерять деньги и при необходимости привлечь инвесторов. Конечно, вы можете заняться составлением бизнес-плана самостоятельно, но это потребует больших усилий. Именно поэтому они имеют такую высокую ценность: если вы спросите у специалиста, сколько стоит написать бизнес-план, вы можете сильно удивиться.

Разновидности бизнес-планов

Бизнес-план не может иметь универсального вида и подходить всем категориям сразу. Конечно, можно создать очень детальный план, который действительно будет использоваться для самых разных целей, но зачем тратить много времени и сил на разработку, если проще узнать, какой можно придумать бизнес-план и сделать согласно шаблону? 

Существуют такие разновидности:

Рассмотрим виды бизнес-планов и их характеристики подробнее.

Одностраничный

Одностраничный — один из самых удобных видов плана, так как для него не требуются большие объемы, а информация усваивается намного лучше. В нем используется такая информация в виде 9-и блоков, которая помещается на одной странице (чаще всего — в кратком, но понятном виде):

  1. Партнеры — все о партнерах и поставщиках: их ресурсы, ценность, польза, функции
  2. Процессы — то, чего вам нужно достичь
  3. Ресурсы — то, что необходимо для создания процессов
  4. Затраты — первоначальные расходы
  5. Ценность — уникальное предложение компании
  6. Каналы — с помощью чего люди о вас узнают
  7. Отношения с клиентами — весь процесс работы с клиентом
  8. Сегмент клиентов — целевая аудитория
  9. Прибыль — получение дохода — как и откуда

С помощью такого плана и распределения информации, бизнес-план одностраничного типа можно использовать для любых целей.

Для внутреннего использования

Бизнес-план для внутреннего использования — это самый подробный тип плана. Здесь вам понадобится полностью расписать, обдумать и учесть все моменты, а так же найти все возможные недочеты. Хоть его можно составлять в произвольной форме, рекомендуется сделать его максимально детальным и понятным для всех — для этого лучше ориентироваться на образец составления бизнес-плана.

Он создается для того, чтобы компания или предприятие могли увидеть четкий план, цели и задачи, которые требуются для их достижения. Информация в нем не должна отходить от реального положения дел, так как это может привести к ошибкам на финальных стадиях выполнения. Вот несколько советов для создания правильного плана:

Для использования вне организации

Бизнес-план, который будет использован вне организации, требуется составлять по особому алгоритму. Здесь вам требуется описать все, что может понадобиться для привлечения инвесторов.

Так же нужно быть готовым ответить на все возможные вопросы инвесторов, если они появятся при работе с вашим бизнес-планом.

Взгляните на готовый план глазами человека, который хочет вложить деньги в ваш бизнес, и не только вернуть их, но и приумножить. Так у вас получится подготовить максимально эффективный бизнес-план.

Цели составления бизнес-плана компании

В список главных целей составления бизнес-плана являются возможность обратиться за поддержкой с бюджетом и наличие четкого плана действий, который приведет к цели — для любой компании важно понимать, что нужно делать для достижения желаемого результата.

Бюджетная поддержка

Для обращения за государственной поддержкой, помимо ряда необходимых документов, понадобится предоставить и бизнес-план компании. При этом он должен соответствовать стандарту — если план будет составлен произвольно, скорее всего, его отклонят.

Помните, что для каждого вида господдержки требуются разные виды бизнес-плана, и единого стандарта для них нет. Узнать необходимый план можно в официальной документации программы.

Банковский кредит

Обратиться для помощи с финансированием можно и к банку — чтобы получить кредит, вам также понадобится предоставить бизнес-план. Учитывайте, что процесс получения кредита в банке — довольно сложный и долгий, поэтому будьте готовы редактировать свой план.

В качестве алгоритма составления бизнес-плана банки, чаще всего, используют схему UNIDO:

Привлечение инвестора

Как и для любого вида финансовой поддержки, для привлечения инвесторов к вашему проекту понадобится бизнес-план. Он служит для того, чтобы человек, заинтересовавшийся вашей компанией, мог сразу оценить перспективы ваших идей и их возможность реализации. В таком плане нужно описать:

  1. Цель компании, желаемые результаты
  2. Объем финансов, который нужен для реализации идеи
  3. Срок окупаемости инвестиций
  4. Уникальность проекта

Важно сохранять краткость и доступность информации — она не должна быть слишком растянутой.

Собственные ресурсы

Бизнес-план, кроме внешнего использования, служит и на благо самой компании. Как было сказано выше, он помогает поставить четкую цель и задачи, проработать каждый аспект и найти все возможные оплошности.

Такой план не должен “подчиняться” стандартам — сделайте его максимально практичным, не подражайте образцам составления бизнес-плана без необходимости.

Разделы и общие требования к бизнес-плану

Кроме описанных выше стандартов, существуют и общие требования к составлению бизнес-плана — они универсальны, и могут применяться для самых разных целей: от собственных нужд до обращения за финансовой поддержкой, хоть предпочтительнее использовать особые образцы.

Чтобы быстро и легко составить собственный план, следуйте порядку составления бизнес-плана:

Описание компании и ее идеи, ценность, эффективность

Рабочая часть — план производства, предоставления услуги

Маркетинговый план (поиск клиентов, ЦА и т.д)

Прогноз расходов и доходов

Анализ рисков

При этом каждый из этапов составления бизнес-плана должен содержать в себе или последовательность действий, или необходимые шаги для достижения цели — в таком случае план можно считать успешным. Обратите особое внимание на виды товаров и услуг в бизнес-плане — именно они являются главной частью любой компании.

Основные ошибки в составлении бизнес-плана

Основные ошибки в составлении бизнес-плана включают в себя:

Помните, что бизнес-план создается, чтобы помочь компании развиваться, и каждый план индивидуален. Делайте его так, как удобно вам, но не забывайте о стандартах и обязательных пунктах.