Как проходил полет?

Самолет отправился в рейс в 18:03 московского времени, двигался по маршруту Москва-Мурманск. На борту находились 78 человек – 5 членов экипажа и 73 пассажира. Согласно сохранившимся показаниям онлайн-служб слежения за полетами, через 7 минут после вылета лайнер набрал высоту более 3000 метров.

Вскоре после этого самолет начал экстренное снижение и зашел на посадку. В 18:30 авиалайнер коснулся одной из взлетно-посадочных полос московского аэропорта.

Состояние черных ящиков

Из четырех бортовых самописцев найдены два. Согласно отчёту экспертов МАК (межгосударственного авиационного комитета), «черные ящики» в достаточно хорошем состоянии. Расшифровка информации займет от двух до четырех недель.

Хроника катастрофы

На данный момент, по свидетельствам пассажиров и капитана воздушного судна, известно, что вскоре после взлета в SSJ-100 ударила молния. Это привело к нарушению работы электроники, часть систем полностью отказали. Члены экипажа приняли решение выполнить экстренную посадку.

Во время аварийного приземления главные шасси сломались, либо не выдвинулись, в результате судно получило сильный удар о ВПП, было дважды подброшено и загорелось. В конце пробега сила инерции остановила и развернула самолет, возгорание, начавшееся в области центроплана, охватило хвостовую часть лайнера.

Эвакуация пассажиров началась сразу после остановки самолета, при помощи аварийных надувных трапов. Бортпроводники оказали всю необходимую помощь, но жертв в катастрофе избежать не удалось. Известно, что норматив экстренной эвакуации составляет 90 секунд, в данном случае, эвакуация была выполнена за 55.

Сразу после остановки, к горящему лайнеру приступили спасательные и пожарные службы аэропорта. Пожар был ликвидирован в рамках установленных нормативов.

Потерпевшие

По официальным сведениям 9 потерпевших были госпитализированы в больницу Вишневского, четверо – в Склифосовского. Трое находятся в состоянии средней тяжести, двое – в тяжелом. Угрозы их жизни нет.

Версии случившегося

Окончательно сложившейся официальной версии, на данный момент, нет. В интервью, пассажиры сообщают о вспышке и ударе молнии, которые послужили причиной катастрофы.

Известно, что:

  •         после удара молнии экипаж сообщил о потере связи и возврате на аэродром;
  •         вскоре пропала связь и по резервным каналам;
  •         экстренная посадка совершалась в «ручном» режиме;
  •         самолет заходил на посадку дважды.

Одной из отличительных черт лайнеров серии «Суперджет» является электродистанционная система управления. Пилот управляет самолетом не напрямую, все команды проходят через бортовой компьютер. Электронная система корректирует и оптимизирует команды пилота, имеет несколько режимов работы, в том числе и аварийный, практически ручной режим. Работала ли данная система при экстренной посадке, на данный момент, неизвестно.

Сразу после события возникла версия о неопытности экипажа, которую опроверг официальный представитель компании «Аэрофлот». Командир погибшего самолета считается очень опытным пилотом, имеет суммарный опыт налета 6800 часов. Из них 1400 часов – на лайнерах типа SSJ-100.

Итоги

В данный момент идет следствие, устанавливаются точные факты и причины аварии. Следственным комитетом было возбуждено дело по ст. 263. Объявлено о дополнительных проверках аэропорта и компании «Аэрофлот» со стороны Ространснадзора. Кроме СК, к расследованию будет подключена специальная комиссия.

В Шереметьево и аэропорту Мурманска появились стихийные мемориалы. Люди приносят свечи, игрушки, цветы. Губернатором Мурманской области, на три дня, объявлен траур по погибшим.

Сообщается, что пострадавшим, родственникам погибших, будут выплачены страховые средства в размере от 500 тыс. до 2 млн. рублей. Дополнительные выплаты будут выполнены и за счет государственного бюджета Мурманской области. Общий объем выплат на данный момент уточняется.