Эпоха одинаковых, будто бы сошедших с конвейерной ленты, интерьеров с чешскими хрустальными люстрами, югославскими стенками и однотипными наборами мягкой мебели, расставленной строго вдоль стен, миновала. Она уступила место широкому разнообразию стилей, разобраться в ответвлениях которых под силу разве что профессионалу своего дела. Здесь целое слагается из деталей, а, значит, судить о стилистике помещения только по одному-двум знаковым элементам не имеет смысла.

Стараясь выделиться на общем фоне типичных планировок и адаптировать свое жилище из ряда штампованных «хрущевок» и «сталинок» под европейские/американские стандарты комфорта и уюта, владельцы квартир все чаще отдают предпочтение экстравагантным стилям, превращая свои квадратные метры в музеи современного искусства. Новое поколение, пришедшее на смену советскому, живет в новом ритме и имеет свою сформированную систему ценностей, в которой нет места тяжеловесным монолитным конструкциям, загромождающим квартиру, захламленным балконам и добротным, но скучным вещам. Любители ярких эмоций, впечатлений, путешествий и позитивного мышления, старающиеся отколоться от всеобщего мейнстрима, выбирают недорогие легкие материалы, кричащие цвета и оттенки и броские, заметные, иногда даже нарочито вычурные элементы декора, способные сказать о натуре владельца жилища гораздо больше, чем он сам, отражая его философию жизни, профессиональную деятельность и увлечения.

Так, на смену приевшемуся хай-теку и модерну, а также вечному, но «пустому» минимализму пришли такие стили дизайна, как китч и поп-арт, которые очень легко спутать между собой из-за обилия ярких цветовых контрастов, необычных декоративных элементов и смелых дизайнерских решений. Благодаря этому два разных стиля для обывателя выглядят практически одинаково, но отличать их стоит.

Начиная с небольшого экскурса в историю, отметим, что стиль китч появился антиподом классике и сразу получил славу стиля-безвкусицы благодаря громкому вызову стандартным представлениям о дизайне и традиционным сочетаниям цветовой гаммы и деталей, игнорируя устоявшиеся нормы гармонии, пропорциональности и симметричности. В отличие от китча, поп-арт не преследует цели ломать догмы дизайна и кричать об индивидуальности хозяина помещения, а отражает современные веяния, которые находят отклик в цветовых решениях (часто это цвета и оттенки, которые находятся на волне популярности), а также сочетает в себе все модное и пользующееся спросом, поэтому рекламные афиши, постеры и подобные предметы масс-маркета стали отличительной чертой этого направления.

Стиль китч

Попадая в обстановку китчевого помещения, человек и его восприятие цветов и форм меняется – обилие деталей, которые никогда не встречаются в естественных условиях и в принципе мало сочетаемы между собой, здесь существуют бок о бок, не дополняя друг друга, а играя на противопоставлении и отличиях, а разбивка палитры на нестройный цветовой ряд излишне пестрит, пытаясь перекричать сама себя, поэтому часто этот стиль выбирают как мотивирующий и заряжающий энергией. Подчеркнутая искусственность и игнорирование стандартов порождает микс из различных отделочных материалов и приемов, а также смешение культур и веяний, доводя некоторые сочетания до абсурда. Наряду с этим различают три основных подстиля китча – лже-роскошный, люмпеновский и дизайнерский.

Первый можно охарактеризовать фразой «все лучшее сразу», а это значит, что здесь можно встретить и резные колонны, и золотые подсвечники, и кожаные элементы. Второй делает упор на простоту, гиперболизированную примитивность и ее насыщенность, а третий является наиболее гибким и представляет собой набор признаков стиля, которыми «играет» дизайнер.

Прежде всего, китч — это:

  • мимикрия дешевых отделочных материалов и текстиля под дорогие образцы (искусственный мех, подкладочная ткань, мешковина, линолеум, пластиковые панели под мрамор/древесину, кожзам и прочее);
  • обилие принтов и драпировок, являющихся отсылкой к высмеиваемой классике;
  • множество безделушек, не имеющих общей тематики, эдакая «сборная солянка» разномастных статуэток, подсвечников, ламп и прочих элементов декора;
  • неожиданная дороговизна: здесь может сочетаться люстра из муранского стекла и дешевая пластиковая мебель.

Псевдошик – лозунг этого стиля, однако, выбирая его, стоит понимать, что отдохнуть в обстановке тотального безумия порой бывает сложно, а грань между безвкусицей и китчем очень тонка.

Стиль поп-арт

Поп-арт можно назвать витринным стилем, ведь ощущение того, что это не жилое помещение, а витрина торгового центра, не покидает ни на минуту. Поп-арт — это выбор людей решительных, коммуникабельных и разносторонних, готовых сочетать рекламные баннеры на стенах с изображением популярных личностей или героев комиксов, обрамленных в благородную оправу из модерновых материалов – стекла, дерева, пластика. Цветовая гамма, несмотря на ее яркость, отличается гармоничными сочетаниями разных оттенков, а игра форм достигается разноуровневым размещением одинаковых элементов (иногда разных размеров) – подушек, статуэток, постеров. При этом общий фон остается неброским, то есть потолок, пол и стены играют роль подложки для наилучшего выделения деталей. Допустимо окрашивание пары стен в тот или иной цвет с целью поддержания концепции.

Поп-арт можно назвать киношным стилем, ведь порой общий набор всех элементов напоминает декорации на съемочной площадке, где рекламные баннеры с легкостью сочетаются с другими, обязательно узнаваемыми, узорами, шрифтами, изображениями. Допустимо использование кислотных цветов, чаще на фоне белой или серой мебели, что позволяет контрастно подчеркнуть красочность обстановки, насыщенной блеском глянца и футуристичностью форм.

Таким образом, отличительными чертами стиля являются:

  • разделение стен по цветам;
  • узнаваемые шрифты, узоры, принты, силуэты;
  • обилие изображений культовых популярных личностей, а также эмблем из масс-маркета;
  • минимальное количество мебели необычной формы (чаще даже отсутствие шкафов в угоду поддержания нарочитого звездного стиля с подиумами);
  • затейливость декоративных элементов, чаще по мотивам комиксов или фильмов.

Главными отличиями этих красочных и перекликающихся между собой стилей являются:

  • цветовая гамма (в китче она какофоничная, нестройная и яркая, а в поп-арте — кислотная на фоне сдержанной подложки, гармоничная);
  • материалы и текстиль (в отличие от глянцево-пластикового недорогого поп-арта, в китче все имитирует дороговизну и роскошь);
  • стилистическая направленность (китч ставит целью сочетать несочетаемое, а поп-арт придерживается выбранной линии);
  • смещение акцентов (в поп-арте чаще в глаза бросаются яркие аксессуары, в то время как китч делает ставку на вызывающее и недопустимое, делая основными элементами крупные предметы и объекты, например, стены и мебель).