При этом глупо отрицать, что женщины чаще мужчин принимают важные решения, начиная от выбора продуктов питания, одежды, мебели, ремонтных материалов и заканчивая недвижимостью и техникой. Этот мир все еще принадлежит мужчинам? Как бы не так! А тенденция последних лет указывает, что женщины из ранга покупателей смело и успешно перекочевали на иную сторону, буквально на глазах открывая заново те отрасли бизнеса, которые изначально имели четкое деление на «мужское» и были недоступны хрупким созданиям. Ныне тонкие женские пальчики крепкой хваткой взялись за истинно мужские ветви бизнеса, стряхивая с них немалые плоды на подчеркнутой эмансипированности и стирании границ между полами, поэтому стоит рассматривать два направления: женщина как продавец и женщина как покупатель. Рассмотрим каждое из них отдельно.

Женщина как продавец

Не так давно львиная доля, если не весь объем целиком, активов мирового бизнеса принадлежала мужчинам, которые вели дела в своем привычном гендерном кругу и представляли свои интересы, продавая товары соответствующей направленности. Таким образом система «спрос-предложение» изначально взяла ориентацию на мужские потребности, а ее развитие происходило в подобном ключе многие годы до того, как женщины заявили о своем желании занять «мужские» профессии и к чему же это привело? Противники эмансипации говорили о том, что это приведет к краху и банкротству и только сильнее разжигали пламя сексизма, благодаря чему многие стартапы женщин и их участие в мужском бизнесе выглядели подчеркнуто демократично и непредвзято. Репутация чисто мужских компаний также была подвержена критике со стороны, а значит на их фоне смешанные коллективы выглядели более гибко и современно, демонстрируя свою способность гибко адаптироваться к новым условиям, которые выдвигает общество и вести дела вне зависимости от тенденций в социуме. Эмансипация вскоре достигла небывалых масштабов, а многим противникам равенства полов пришлось признать, что женщины вполне успешно могут влиять на бизнес и вести его самостоятельно, но с учетом имеющихся врожденных качеств и накопленного генетического опыта. Так, впервые подобный опыт внедрения женской части в коллектив был проведен на основе сайтов знакомств. Изначально компьютерная техника также имела мужскую направленность, к тому же была удовольствием дорогостоящим, поэтому большую часть (до 80%) посетителей дэйтинг-платформ, где наличие представителей обоих полов в равной пропорции было необходимо, составляли мужчины и только 20% — женщины, что создавало первичный гендерный дисбаланс, но даже если бы его не существовали в зачатке данного бизнеса, интернет мало что мог предложить женщинам. С наступлением XXI века картина поменялась вплоть до наоборот и женщины, являясь домохозяйками или пребывая в декретном отпуске стали занимать нишу теле- и интернет-бизнеса (тема раскрыта в фильме Дэвида О. Расселла «Джой»). Понимание потребностей женской части рынка сделало женщин желанными в любой отрасли бизнеса, выдвигая их на лидирующие позиции в компаниях в сфере красоты, моды и бытовых принадлежностей, а после распространяясь и на другие области. Занимая высокие должности, дамы научились многому, но, как и прежде, опираются на имеющийся успешный опыт (как и мужчины), поэтому неизбежно возникают противоречия, ведь первичный женский маркетинг формировался в более комфортных условиях, а значит сам по себе взял курс на улучшение имеющегося, расширение выбора, в то время как мужской был первопроходцем и удовлетворял базовые потребности. Эта принципиальная разница и дала возможность формированию линий ведения бизнеса: женской, мужской и смешанной.

Последняя, захватывающая 100% объем потребителей оказалась наиболее успешной на фоне общего равенства и различий в мотивации сотрудников. Так, исключительно денежные поощрения перекочевали в сторону достойной оплаты труда, а эмоциональные подарки в виде путешествий, сертификатов и прочих небольших радостей вышли на первый план (подобная система была применена еще в СССР на крупных заводах и фабриках, где сотрудниц награждали кухонной утварью и посудой за трудовые заслуги).

Таким образом сочетание мужской практичности и желание женщин облагородить любое начинание в тандеме сработало на ура.

Женщина как покупатель

Покупательная способность женщин высшего и среднего сословия всегда была высока и подразумевала приобретение товаров, касающихся быта и красоты. При этом рекламы как таковой тогда не существовало и все движения капиталов были подвержены модным веяниям, при всем этом, дамы были ограничены покупательной способностью отца, а после и мужа, что само собой накладывало отпечаток на отношение к деньгам и товарам. В те времена женщины, которые могли себе позволить совершать дорогостоящие покупки, мало заботились о роли стиральной или посудомоечной машины, ведь просто-напросто не сталкивались с этим. С приходом к современному укладу жизни сложно представить себе дом без стиральной машины или пылесоса, которые из категории роскоши и блажи перекочевали в ряд бытовой необходимости, которая подвержена расчету на улучшение условий домашнего труда.

Другая часть товаров и услуг взяла курс на эмоциональность представительниц прекрасного пола, склонных к принятию импульсивных решений под действием рекламных обещаний и прочих триггеров (не стоит забывать о внутривидовой конкуренции). Именно так стала появляться целая линейка товаров косметических и парфюмированных средств, конкурирующих между собой, которая сейчас достигла небывалых масштабов. Редкая модница назовет до полусотни брендов, а знать их все стало просто невозможно, хотя совсем недавно их можно было пересчитать с помощью пальцев одной руки.

Учитывая порой неуемные аппетиты к небольшим покупкам в виде крайне «нужных» безделушек, рекламщики масс-маркета делают ставку на то, что без этой вещи уж точно не обойтись красивой женщине/хорошей хозяйке/заботливой маме и т.д. Так, женщины обеспечивают многомиллионный приток прибыли компании и без них сложно представить даже любой торговый центр или интернет-магазин.

Эмансипация не только затронула покупательную способность женщин в плане приобретения товаров, но и отразилась на сфере услуг. Сейчас отсутствие партнера, на которого ранее возлагались исключительно мужские обязанности по дому, пусть иногда и сводимые до починки крана или забивания гвоздя, успешно компенсируется новыми услугами по типу «муж на час», а исключительно женские коллективы (например, служба такси) выгодно выделяются на фоне привычных смешанных или мужских, вытесняя их.

Так, напрашивается вывод, что терять 50% покупателей и партнеров из-за гендерных предрассудков – или великая роскошь, или великая глупость.